Начало The Elder Scrolls Online со времен беты не претерпело сколь-нибудь значительных изменений. Игрока все так же ненавязчиво ведут по основной сюжетной линии, поощряя отклонения от маршрута разнообразными и подчас весьма интересными побочными квестами. Исследовать мир по-прежнему интересно и полезно. Что печальнее – то и дело возникает желание убить всех остальных игроков. Расследовать заговоры, сражаться с призраками и рыскать по заброшенным двемерским подземельям было бы куда интереснее, если бы к заговорщикам и призракам не выстраивались в ожидании спавна очереди, а проходы в гномьих руинах не «украшали» груды металлолома, еще недавно бывшего грозными механическими творениями исчезнувшей расы.

Вдобавок картину портит откровенно халтурная реализация квестовых цепочек гильдий бойцов и магов для различных фракций – они банальным образом копируют друг друга, вплоть до последнего персонажа и строчки диалога. То есть, если ваш боец бегал по поручениям аргонианки-гильдмастера в окрестностях Даггерфолла, то, создав еще одного персонажа за другую фракцию, вы в скором времени наткнетесь на того же NPC, дающего те же квесты, – только в других декорациях.

Куда пойти, кого убить

В The Elder Scrolls Online имеются классические подземелья! С боссами и лутом, рассчитанные на групповое прохождение, а в ближайшем будущем разработчики обещают добавить больше рейдовых инстансов. Но в целом, ничего принципиально нового, не встречающегося в десятках других MMORPG в той или иной форме, тут пока не наблюдается.

Что касается PvP, то разрекламированная война за императорский титул словно идет в параллельном измерении. В обычном мире мы пытаемся вернуть украденную душу персонажа, разобраться с пророчеством, Молаг Балом и прочими, как вдруг безо всякого сюжетного обоснования получаем возможность магическим образом переноситься за тридевять земель и бежать штурмовать крепости да захватывать лесопилки. Понятно, что в MMORPG всегда есть некие условности, понятно, что органично вплести в канву повествования необходимость истреблять неприятельские армии не так уж и просто, но из-за отличной проработки основной сюжетной линии такой контраст уж очень заметен.

Впрочем, сами по себе баталии в Сиродииле организованы неплохо: карта имперской провинции огромна, вся испещрена объектами, имеющими стратегическую ценность, а истреблять несогласных с политикой вашей фракции можно с применением как специальных цепочек PvP-умений, так и с помощью самой разнообразной осадной техники. Дело это выгодное – в ходе боевых действий зарабатывается экспа, копится особая валюта, имеющая хождение у NPC-торгашей в «родных» крепостях, а в перерывах между схватками можно заняться выполнением довольно прибыльных квестов или сбором ресурсов. В целом, получилось не то, чтобы оригинально – отличия от той же Guild Wars 2 невелики – но весьма толково.

Дороги, которые мы выбираем

Система развития персонажа взяла многое от прошлых игр серии The Elder Scrolls – мы совершенствуем умения по мере их применения, а после каждого повышения уровня получаем возможность повысить запасы здоровья, выносливости или маны. Получаемые, в том числе и за уровни, очки опыта тратятся на приобретение новых или апгрейд старых умений. Появилась возможность выбирать один из двух вариантов развития навыка, плюс теперь персонаж, вступивший в ту или иную NPC-фракцию, получает доступ к отдельной линейке умений.

Прокачка ремесел вроде кузнечного дела, алхимии или наложения чар по старинке требуют от игрока перелопачивания нескончаемых тонн ресурсов, но как правило, оно того стоит. Крафтеру намного проще обзавестись приличной броней и оружием, нежели игроку, рассчитывающему исключительно на квестовые награды или лут, а при наличии терпения и времени можно разжиться по-настоящему хорошей экипировкой.

Стоит упомянуть, что внешний вид создаваемой игроком брони и оружия поначалу жестко привязан к выбранной расе, а разучить новые стили можно, только найдя или купив соответствующие книги. Дополнительно замедлит освоение высот мастерства тот факт, что для получения возможности создавать предметы с особыми свойствами (скажем, броню, лучше защищающую от критического урона) нужно сначала найти и исследовать образец подобной экипировки, – причем сам процесс исследования занимает шесть часов реального времени и проводится отдельно для каждого типа предмета.

150 оттенков серого

Некоторые нарекания вызывает анимация персонажей, хотя выглядит она сейчас не так топорно, как в начале жизненного пути игры. Конечно, та распрыжка и показушность, что свойственна продуктам корейского игропрома, тоже не пример для подражания, но все же хотелось бы большего.

Отдельный камень в огород графических решений хочется кинуть за лицевую анимацию персонажей, точнее – за почти полное ее отсутствие. Может показаться странным, что эта тема вообще обсуждается, ведь речь идет о MMORPG, но дело в том, что диалоги с NPC в The Elder Scrolls Online оформлены так же, как и в прошлых играх серии. Камера принудительно переходит на вид от первого лица, позволяя нам детально разглядеть собеседника и наблюдать, как персонаж, которому положено вопить от ужаса или истерически смеяться, сохраняет невозмутимое выражение лица. И вряд ли это можно назвать багом, который в скором времени будет исправлен. Еще в The Elder Scroll Online популярна рыбалка.

Раз уж речь зашла о багах, нельзя не упомянуть о тех проблемах, что преследовали игру сразу после запуска. Дело это для ММО привычное, но все же, согласитесь, неприятно, когда в игре с завидной частотой попадаются неработающие квесты, подглючивающий банк может отправить в небытие нажитый скарб, клиент то и дело норовит вылететь на рабочий стол, а периодические зависания на экране загрузки приходится «лечить» удалением файлов из папки с игрой. Одно хорошо – патчи, потихоньку исправляющие это безобразие, выходили и продолжают выходить более-менее регулярно. Разработчики не забросили игру и продолжают дорабатывать на радость игрокам, даже официальную поддержку русского языка завезут в скором времени.

Стоит ли The Elder Scrolls Online затраченных времени и денег? Если вы поклонник серии, то вам, скорее всего, придутся по душе сюжетные задания, да и возможность исследовать мир Тамриэля не стоит сбрасывать со счетов. Что же касается остальных: если вы ищете новую онлайновую вселенную и согласны тратиться, то TESO вполне может стать вашим следующим местом прописки. Пусть даже интерес к этой игре у вас будет чисто академический – посмотреть, куда же заведет многопользовательская кривая столь заслуженную ролевую серию.